Кто знакомит в первую очередь посетителей с историей и объектами музея-заповедника? Кто без труда преодолевает 401 ступеньку нашей лестницы? Кто без запинки может произносить «кокколитофориды» и «фораминиферы»? Кто знает ответ на все «зачем» и «почему»? Кому не страшны дивногорские ветра, снега, дожди и палящие лучи солнца?
21 февраляв России празднуется Всемирный день экскурсовода. Музей-заповедник «Дивногорье» поздравляет всех причастных к этому дню – открытых, смелых и самых эрудированных!
В преддверии этого праздники мы спросили у наших самых опытных экскурсоводов: «Как начиналась экскурсионная работа в музее-заповеднике?»:
— Сильно ли отличалось расписание экскурсий от современного?
— «В первые годы расписания как такого не было, ходили на маршрут с каждой машиной или автобусом. Конечно, и количество посетителей тогда было в разы меньше. Не исключались и казусные моменты, когда экскурсоводов было намного меньше приехавших групп (помнится, одну группу в пойме мы все же потеряли). Лишь когда мы поняли, что не успеваем, то появилось расписание»
— А сам экскурсионный маршрут был такой же?
— «Нет, тогда он был больше. Экскурсия длилась до дивногорского каньона. По времени составляла 2,5-3 часа. Одно время объектом показа была раскопанная катакомба – в один из насыщенных экскурсиями дней, описывая обряд захоронения, заговорившись, экскурсовод рассказал, что «…у покойного ноги были скрещены на груди…». Бывало, что приходилось выходить на маршрут по 3-4 раза в день (конечно, 3ий и 4ый разы были по несколько сокращенной программе)».
— Был ли у вас тогда готовый текст экскурсии?
— «Какой там текст. Первые пять лет заверенного официально точно не было. Каждый сотрудник собирал по крупинкам информацию из самых различных источников и составлял свою собственную «эксклюзивную» экскурсию. Интернета же не было. Искали книги по нужной теме (например «пещерное зодчество в контексте религиозной тематики» или «история Хазарского каганата») – монография «История хазар» М. И. Артамонова, например, в Воронеже была только в двух экземплярах: в библиотеке ВГУ и у А. З. Винникова. С природным блоком нам, историкам и археологам, очень помогла наш ботаник, Чернобылова Марина Валентиновна».