Посетители, преодолевшие дивногорскую железную лестницу, часто говорят экскурсоводу: «Вам бы фуникулёр сюда». А ведь он когда-то был – правда, служил более важным и серьезным целям! Дело было так…
Реставрация пещерной церкви была связана с некоторыми трудностями. Одной из них была проблема доставки строительного материала (меловые блоки и мел вообще, песок, глина, цемент и т.д.) к объекту реставрации. Реставраторы решили построить фуникулёр от плато к основанию дивы. Выбрали место, изготовили вагонетку, проложили железнодорожную ветку. В качестве тягловой силы выступал низкооборотный электрический двигатель, к барабану которого был закреплён трос, который и тянул вагонетку. Опустим эстетику данного транспортного средства, но свою функцию он выполнял исправно. Правда, случались и аварии: нагруженная вагонетка шла замечательно, но пустая частенько сходила с рельсов.
Выход нашёлся быстро: в пустую вагонетку сажали (в нарушение всех правил техники безопасности) двух-трёх рабочих и она благополучно поднималась наверх. По окончании реставрационных работ, фуникулёр был демонтирован, однако до сих пор на плато остались следы креплений двигателя.
Фотографии взяты из личного архива Р. Р. Мишкина и фондов музея-заповедника «Дивногорье».
Р. Р. Мишкин в соавторстве с Ю. Городцовой